Профессиональный стандарт педагога является нормативным документом. Он указываетуровень образования, степень квалификации, опыт работы, перечисляет личные качества, которые нужны учителю для работы на преподавательской должности. Документ отражает суть деятельности преподавателя: воспитание, развитие, обучение ребѐнка. Стандарт учитывает особенности современного образования в динамично развивающемся мире. Все учебные заведения должны применять новые нормативы согласно требованиям отраслевого и трудового законодательства.
Стандарт должен:
- Соответствовать профессиональной деятельности преподавателя и воспитателя.
- Не загонять деятельность педагога в жѐсткие рамки, но поощрять его стремление к развитию профессиональному и личностному.
- Оградить учителя от несвойственных его профессии функций, которые мешают выполнять
- педагогические обязанности.
- Стимулировать инициативность, активность, поиск нестандартных решений.
- Соответствовать международным нормам.
- Соответствовать профильным государственным органам и организациям.
Цели создания и применения профессионального педагогического стандарта:
- Определить достаточную квалификацию учителей, которая оказывает непосредственное влияние на результат обучения детей.
- Обеспечить должный уровень подготовки учителя, который приведѐт к высоким результатам преподавательского труда.
- Довести до сведения педагога, какие требования к нему предъявляют современные образовательные стандарты.
- Вовлекать педагогов в мероприятия, которые направлены на повышение качества образования
Каждый педагог должен:
- Иметь высшее профессиональное образование. Если у учителя средне-специальное образование, наниматель должен предоставить ему возможность получить высшее образование без отрыва от основной работы.
- Знать предмет, который он преподаѐт в образовательном учреждении.
- Уметь грамотно строить план уроков, проводить их с максимальной информационной пользой и эффективностью. Регулярно проводить анализ результатов выполненной работы и усвоенных знаний.
- Владеть дополнительными педагогическими методами, которые не входят в программу обучения.
- Вовлекать в учебные процессы всех учащихся, независимо от их уровня подготовки, индивидуальных особенностей.
- Уметь объективно оценивать знания учащихся.
- Владеть формами и навыками воспитательной работы. Применять их на учебных часах и во внеклассной работе.
- Уметь организовывать внеклассную работу, экскурсии, конкурсы, выезды на природу, походы в музеи и на выставки с максимальной пользой для обучения.
- Уметь прививать детям правильные ценности и жизненные ориентиры.
- Уметь вести воспитательную работу с учѐтом возрастных, культурных, психологических особенностей каждого ребѐнка.
- Формировать и поддерживать в классе дружелюбную обстановку, комфортную эмоциональную среду, деловую учебную атмосферу.
- Способствовать развитию личностных качеств каждого воспитанника.
- Одинаково относиться ко всем ученикам, независимо от их психологических особенностей, способностей к усвоению знаний, поведенческих привычек.
- Уметь выявлять проблемы каждого ребѐнка во всех ракурсах: учѐбе, взаимоотношениях со сверстниками, физическом состоянии. Оказывать квалифицированную педагогическую помощь в их разрешении.
- Уметь работать с методической литературой, в том числе по смежным профессиям: логопедической, психологической и т.п.
- Уметь общаться с коллегами и узкими специалистами по программам индивидуального развития ребѐнка.
- Владеть основами семейной психологии, отношений родителей и детей.
- Уметь грамотно строить взаимоотношения с родителями учащихся, как коллективные, так и индивидуальные.